МОУ Басалаевская ООШ
с.Басалаевка, Зиминский район, Иркутская область
  • Информационная безопасность

    В современном мире особую роль в становлении личности ребенка играет информационное пространство, в котором сосуществуют как традиционные, так и новые средства массовой информации и коммуникации. Стремительное развитие использования компьютерных технологий оказывает огромное воздействие на формирование физического и психического здоровья и развития каждого ребенка в отдельности. Формирование социальных установок подрастающего поколения во многом зависит от транслируемых в информационном пространстве правил и норм поведения. 

    Информационная безопасность детей - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    Безопасность школьного Интернета начинается с компании-провайдера, которая обеспечивает школе доступ в Сеть. Он обеспечивает  — фильтрацию сайтов для детей, ограничивает доступ к опасным ресурсам.

    Основное изображение материала.

    Детские безопасные сайты

    Детские безопасные сайты

    saferunet.ru «Центр безопасного интернета» в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в интернете. А конкретнее — занимаемся интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел интернет-безопасности в России».
    friendlyrunet.ru Фонд «Дружественный Рунет». Главной целью фонда является содействие развитию сети интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в сети. «Дружественный Рунет» реализует в России комплексную стратегию в области безопасного использования интернета. Основными проектами являются: «горячая линия» по приему сообщений о противоправном контенте, специализированная линия помощи для детей «Дети онлайн» и просветительские проекты.
    fid.su Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года безопасного интернета в России.
    microsoft.com Компания «Microsoft» разместила на своем интернет-ресурсе много полезной информации по безопасности детей в интернете. Заметки и советы, приведенные ниже, помогут вам обеспечить безопасность детей независимо от того, с какой целью они используют интернет: для поиска информации, разработки школьных проектов, игр или беседы с друзьями. Просмотрев эти видеоролики, вы сможете расширить свои знания по основным вопросам безопасности, касающимся вас как домашнего пользователя. Если вы только приступаете к изучению вопросов, связанных с защитой вашего компьютера и безопасностью информации в сети, вы можете начать с ознакомления с основами: «Безопасность дома», «Учебные видеоматериалы».
    Интернет-урок для учителей на тему «Безопасность детей в интернете» Впервые в России в интернете более 25 000 преподавателей со всей территории страны стали первыми участниками двух интерактивных уроков из серии уроков проекта «Всероссийский урок информатики онлайн».
    onlandia.org.ua «ON-ляндия» — безопасная веб-страна. На данном сайте представлены материалы для детей, их родителей и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в интернете. На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.
    webkinz.com Глобальная социальная сеть для детей, которая полностью безопасна и предлагает возможность социальной адаптации к взрослой жизни. Участниками сообщества могут стать обладатели одноименных мягких игрушек, которые несут на себе секретный код для доступа на сайт.
    icensor.ru Интернет-фильтр для детей «Интернет-цензор». Предназначен для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет. Обеспечивает родителям полный контроль за деятельностью в сети их детей. Распространяется бесплатно, очень прост в использовании и хорошо защищен от удаления его ребенком.
    tirnet.ru Адаптирован для детей младшего возраста и их родителей, а также для подростков; он дает возможность не только играть, но и обучаться программированию в инновационной компьютерной среде «Скретч»; создавать компьютерные игры, ориентированные на самых маленьких пользователей; активно занимается проблемой качества компьютерных игр и сайтов для детей.
    ms-education.ru
    и apkpro.ru
    Электронный курс программы «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и интернет». Программа представляет собой 72-часовой курс, состоящий из шести модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и интернетом, а также снабжен обширным списком дополнительной литературы и веб-ссылок. Кроме того, программа содержит объемное приложение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различные тексты, рекомендованные для использования в процессе ее освоения. Особенностью программы является еще и то, что каждый ее модуль может быть использован как отдельно, так и в комплексе с другими программами повышения квалификации.
    nedopusti.ru Социальный проект по защите прав детей «Не допусти» — социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, региональная общественная организация «Центр интернет-технологий», межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».
    psyparents.ru Сайт «Детская психология для родителей» создан по заказу Департамента образования города Москвы и является интернет-проектом Московского городского психолого-педагогического университета. Цель проекта — психолого-педагогическое просвещение родителей по возрастным проблемам обучения, воспитания и развития детей, а также профилактике нарушений личностного развития.
    za-partoi.ru Ежемесячный журнал «Здоровье школьника» — проект издательского дома МЦФЭР, который осуществляет выпуск 25 профессиональных журналов федерального значения тиражом 250 тысяч экземпляров ежемесячно и до 100 наименований книг ежегодно общим тиражом около 300 тысяч экземпляров. Новый журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. Ориентирован на широкий круг читателей, и в первую очередь, на родителей детей школьного возраста.
    newseducation.ru «Большая перемена» сайт для школьников и их родителей.
    tvidi.ru «Твиди» — детский портал-соцсеть (игры, общение, дневники, фотографии и видеоматериалы).
    mirbibigona.ru «Страна друзей» — детская соцсеть (общение, музыка, фотоальбомы, игры, новости).
    smeshariki.ru «Смешарики» — развлекательная соцсеть (игры, музыка, мультфильмы).
    solnet.ee «Солнышко» — детский портал (развивающие, обучающие игры для самых маленьких и еще много интересного и для родителей).
    1001skazka.com «1001 сказка». На сайте можно скачать аудиофайлы — сказки, аудиокниги.
    vkids.km.ru Учись, играй, развивайся!
    nachalka.info Сайт для детей, учащихся в начальной школе, а также их родителей и учителей. Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы. Создан для того, что бы сделать обучение по школьной программе интереснее и увлекательнее. Множество упражнений по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру не только развлекут ребенка, но и помогут закрепить навыки, требуемые в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
    membrana.ru «Люди, идеи, технологии». Информационно-образовательный интернет-журнал о новых технологиях.
    teremoc.ru Детский сайт «Теремок» с развивающими играми, загадками, ребусами, мультфильмами.
    murzilka.org Сайт журнала «Мурзилка» со стихами, раскрасками, конкурсами и другой полезной информацией.
    ladushki.ru Сайт для малышей и малышек. Мультфильмы, азбука, счет, рисунки.
    girl-and-boy.ru Сайт для подростков. Вся их жизнь как на ладони. Можно найти ответы на любые интересующие тебя вопросы, поделиться радостью и горестью, узнать много нового, о чём раньше даже и думать не мог. Познакомься с замечательными людьми. Общайся и заводи новых друзей. Этот мир создан для тебя!
    pioner0001.narod.ru Пионерские странички о дружбе, друзьях и товарищах.
    e-parta.ru Блог школьного «всезнайки» — ленты новостей по всем школьным предметам, виртуальные экскурсии, психологические и юридические советы по проблемам в школе и на улице, учебные видео-фильмы, обзоры лучших ресурсов всемирной паутины.
    teenclub.ru Портал для подростков. Все в одном месте: рефераты, сочинения, гороскопы, анекдоты, новости, образование, любовь, игровые новинки, здоровье, мода, стиль, знакомства, объявления, форумы, чат, раскрутка сайтов, дизайн и многое другое.
    web-landia.ru Страна лучших сайтов для детей.
    nigma.ru Главный помощник школьника и студента. Интеллектуальную поисковую систему «Nigma.ru» придумали аспиранты МГУ. Ее главное отличие — в ответ на запрос вы получите не только ссылки на сайты, но и разного рода информацию, научную, статистическую, историческую. Может дешифровать аббревиатуры, решать уравнения, упрощать выражение, умеет мгновенно находить химические реакции и исправлять ошибки не только на русском, но и на английском языке. Еще очень удобно искать музыку. Результаты появляются в виде таблицы, и композицию можно послушать прямо на сайте, переходить по ссылке некуда не надо. Однако это еще не предел. Система постоянно совершенствуется, а ее разработчики открывают все новые и новые сервисы.
    1Сентября.ru Очень полезный сайт для родителей и для тех, кто только готовит свое чадо в школу, выбирая самое лучшее, и для тех, кто тоже готовит, но уже не школу, а во взрослую жизнь. Здесь есть информация о школах, частных и государственных, о вузах, о подготовке к часто и много критикуемому ЕГЭ. Здесь можно почитать советы психолога, как наладить контакт с ребенком и как помочь ему в общении с друзьями. А если просто посмеяться, в разделе «Мои истории» найдете много всего интересного про школьную жизнь.
    Отдых с детьми Учиться — это, конечно, хорошо, но надо и отдыхать! А если вы, родители, растерялись и не знаете, куда лучше сводить своего ребенка, то вам сюда. На сайте вы найдете море информации о том, где и как можно отдохнуть с детьми в любой выдавшийся свободный день. Плюс в том, что здесь не просто список адресов, а есть описание детских спектаклей, выставок, детских парков развлечений, музеев. Можете почитать отзывы других родителей. Еще очень удобно, что в календаре на главной странице можно выбрать конкретную дату. И сайт покажет все места, доступные для посещения именно в этот день.
    Дети онлайн Для современных детей компьютер — лучший друг, с ним они уже давно на «ты». Для такой продвинутой молодежи и был создан этот сайт. Дети и подростки от 12 до 20 лет здесь знакомятся, общаются, заводят виртуальных друзей. На сайте есть форум, где можно высказаться и поделиться о наболевшем. Можно попробовать себя в качестве блогера — завести свой блог, а также создать свою собственную фото галерею. Ну и, конечно, поиграть в онлайн игры, куда же без них.

    Родителям

    • Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и, тем более, не всегда знают, как ее предотвратить. Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:

    • Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
    • Неприязнь к Интернету Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
    • Нервозность при получении новых сообщений Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
    •      Если Ваш ребенок подвергся опасности в интернете или стал жертвой сетевых преследователей и мошенников, обратитесь на линию помощи «дети онлайн» или позвоните по телефону: 8-800-25-000-15 (звонок по России бесплатный)

           Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн. Согласно исследованиям Кимберли Янг, предвестниками интернет-зависимости являются:

    • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
    • предвкушение следующего сеанса онлайн;
    • увеличение времени, проводимого онлайн;
    • увеличение количества денег, расходуемых онлайн.
    •      Если Вы считаете, что Ваши близкие, в том числе дети, страдают от чрезмерной увлеченности компьютером, это наносит вред их здоровью, учебе, отношениям в обществе, приводит к сильным конфликтам в семье, то Вы можете обратиться к специалистам, занимающимся этой проблемой. Они помогут построить диалог и убедить зависимого признать существование проблемы и согласиться получить помощь. Помощь может быть оказана как в специальных терапевтических группах, так и стационарно, с использованием специальных медицинских процедур.

           Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать Ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от Вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

           Предупреждение столкновения с вредоносными программами:

    • Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
    • Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.
    • Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
    • Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
    • Делайте резервную копию важных данных.
    • Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

         Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и развитие, то есть о пропаганде различной направленности. Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации. На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

    • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

         Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

    • Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);
    • Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;
    • Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;
    • Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

         Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

    •     аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
    •     отказы и сбои аппаратуры;
    •     ошибки в программном обеспечении;
    •     ошибки в работе персонала;
    •     помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

         Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

    •     недовольством служащего своей карьерой;
    •     взяткой;
    •     любопытством;
    •     конкурентной борьбой;
    •     стремлением самоутвердиться любой ценой.

         Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

    Через человека:

    •     хищение носителей информации;
    •     чтение информации с экрана или клавиатуры;
    •     чтение информации из распечатки.

    Через программу:

    •     перехват паролей;
    •     дешифровка зашифрованной информации;
    •     копирование информации с носителя.

    Через аппаратуру:

    •     подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
    •     перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.

         Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

    Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

    1. Законодательный. Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

    2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.

    3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации.

    4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.

    5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

         Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.

    Методические и справочные материалы

    В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиа- безопасности»); знакомить родителей с современными программно- техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

    В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанная специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ (http://detionline.com – главная страница, http://detionline.com/internetproject/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf теория, http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf — практика).

    Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс «Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт. Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся.

    Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернетресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher. Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно- методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ.

    Рекомендуется провести анкетирование обучающихся и родителей по вопросам безопасного использования сети Интернет.

    Вопросы для анкетирования учащихся и родителей представлены на сайте «Детионлайн» http://detionline.com/internetproject/competence-research. В письме Министерства образования и науки РФ от 25.12.13 № НТ- 1338/08 об учебной программе «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» предлагаются модели уроков по вышеуказанной теме, даются рекомендации для учёта возрастных особенностей учащихся. / http://www.dagminobr.ru/documenty/informacionnie_pisma/pismo_3431018_ot_29_yanvarya_2 014_g/print.

    При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.

         Интернет-ресурсы для педагогических работников

    Национальный форум информационной безопасности «ИНФОФОРУМ»  - электронное периодическое издание по вопросам информационной безопасности https://infoforum.ru/

    Письмо Министерства Образования и науки РФ/netcat_files/userfiles/pismobezopasnos.pdf

    • УРОК.РФ — педагогическое сообщество, предназначенное для работников школьного, дошкольного и дополнительного образования, а также для всех специалистов, занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью.
    • ФИПИ — сайт Федерального института педагогических измерений, на котором уже размещены демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2021 года и опубликованы открытые банки заданий ГИА.
    • 1сентября.рф — известный издательский дом предлагает учителям более десятка уникальных проектов: фестиваль методических разработок, конкурсы, курсы повышения квалификации, вебинары, онлайн-выставки.
    • school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
    • pedsovet.org — всероссийский интернет-педсовет.

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie